Сверхсрочнослужащий унтер-офицер торпедного крейсера «Leopard»

О том, что перед нами унтер-офицер, говорит кокарда с короной на бескозырке.

Сверхсрочнослужащий унтер-офицер торпедного крейсера SMS «Leopard»

Сверхсрочнослужащий унтер-офицер торпедного крейсера SMS «Leopard»

Шевроны над обшлагом «голландки» свидетельствуют, что он уже дважды продлевал контракт с ВМФ — право на широкую нашивку получали подписавшие контракт, и на каждую тонкую те, кто его продлил. Знак на рукаве в виде перекрещенных шпаг под короной — что он служит по оружейной части «ваффенмейстером». А две красные полоски над ним — выполняет обязанности квартирмейстера.

Примечательна вторая награда в колодке (первая, предположительно, — «Юбилейная медаль для вооруженных сил»). Это явно иностранная, причем по форме — британская. Откуда она могла взяться у моряка, мы узнаем несколько позже…

Программа строительства кораблей этого типа была принята в 1880-х годах и была связано с успехами в разработке торпед. Командующий ВМФ Австро-Венгрии вице-адмирал Максимилиан Дублебский фон Штернек (Maximilian Daublebsky von Sterneck) в меморандуме от 8 сентября 1884 года писал, что флот нуждается в кораблях, которые благодаря торпедному вооружению могли бы противостоять намного большему по размеру и вооружению сопернику. Таким образом на этот тип кораблей возлагались обязанности патрулирования собственных военно-морских баз и разведывательная служба. В случае обнаружения противника они должны были нанести молниеносный торпедный удар. Только в 1903 году их перевели в «3-й класс кораблей» и в 1909 — в «малые крейсера (Kleine Kreuzer).

Когда парламенты Австрийской империи и Венгерского королевства утвердили бюджет на постройку двух кораблей нового типа, заказ сделали британской судостроительной верфи WG Armstrong, а главным конструктором стал Уильям Уайт — главный конструктор британского флота в 1885–1902 гг.

В соответствии с планом Уайта торпедные крейсеры должны были иметь стальной корпус водоизмещением 1552 тонн (максимально 1730 т). Его длина составила 72,85 м, 10.36 м в ширину и осадка 4.73 м. Силовая установка представляла собой две паровые машины с четырьмя котлами каждая, которые позволяли развить скорость 18,59 узла. Экипаж насчитывал 186 матросов и офицеров.

В серии были построены три корабля: «Пантера» (1885), «Леопард» (1885) и «Тигр» (1887).

Торпедный крейсер SMS «Leopard»

Торпедный крейсер SMS «Leopard»

Изначально вооружение Леопарда состояло из двух 12-см пушек L35/C80 германской фирмы Krupp, четырех 4,7-см скорострельных орудий L/33, шести 4,7-см револьверных пушки Hotchkiss и четырех 14-дюймовых торпедных аппаратов. Последние были разнесены по отдельности: в носовой части, кормовой и на каждый борт. В 1891 году все 4,7-см пушки были заменены на десять 4,7-см L/44 скорострельных пушек фирмы Skoda. Во время очередной модернизации в 1910 году четыре новых  скорострельных 7-см пушки L/45 пушки заменили старые 12-мм орудия Круппа, а  торпедные аппараты демонтировали и вместо них установили 12-см пушки.

Медаль за подавление Боксерского восстания (Великобритания)

Медаль за подавление Боксерского восстания (Великобритания)

После введения в строй «Леопард» стал головным кораблем торпедной флотилии. В марте 1899 года он принимал участие в патрулировании острова Крит — после многочисленных восстаний местного населения против владычества Османской империи и неизменного жестокого их подавления, в историю острова вмешались великие державы: Франция, Россия, Великобритания и Австро-Венгрия. Крит почти получил независимость, сохранив номинальный сюзеренитет османов. С октября 1900 по октябрь 1901 гг. торпедный крейсер совершил дальний поход на Гаудалканал и дальше на Дальний Восток, где принял участие в подавлении Боксерского восстания. В сентябре 1907 года, уже после того как корабль был понижен в классе, он вновь отправился в Юго-Восточную Азию, где оставался до февраля 1909 года.

Послужной список «Леопарда»:

  • 25 апреля — 27 мая 1888 г.: принял участие вместе  со своим систершипом «Пантерой» во Всемирной выставке в Барселоне;
  • 25 июня 1888 г.: во время учебных манекров сел на мель и стал на ремонт в Поле;
  • 1889–1890 гг.: находился в резерве;
  • 1891 г.: принял участие в летних маневров эскадры в Трогире в присутсвии императора;
  • 1892 г.: в неактивном резерве;
  • 1893 г.: принял участие в летних маневров эскадры;
  • 1894– 1896 гг: в неактивном резерве. Проведена замена оригинальных 12-см пушек Круппа на скорострельные;
  • 12 апреля 1897 — 12 апреля 1899 гг.: принимал участие в блокаде Крита в Эгейском море;
  • 23 сентября 1899 гг.: во время маневров эскадры столкнулся с парусным фрегатом «Вена»;
  • 1 октября 1900 — 1 октября 1901 гг.: с дружеским визитом и командой морских кадетов посетил Австралию (в том числе с 30 декабря 1900 по 17 января 1901 гг. стоял в Сиднее), Полинезию и Океанию, Соломоновы Острова, где команда поставила памятный крест погибшим морякам корабля «Albatros», которые были там убиты в 1896 году местными жителями. Потом пошел в Китай, чтобы принять участие в подавлении Боксерского восстания, откуда в начале мая 1901 года ушел в Чемульпо, где встретился с броненосным крейсером «Императрица и королева Мария Терезия» и бронепалубными крейсерами «Императрица Елизавета» и «Зента». При этом была сменена часть экипажа. Затем 14–17 мая был осуществлен визит в немецкую базу Циндао, а 20 июня «Леопард» отправился обратно в Европу;
  • 1902 г.: принял участие в летних маневров эскадры;
  • 1903 г.: принял участие в летних маневров эскадры;
  • 20 сентября 1907 — 13 апреля 1909 гг.: осуществил дружеские визиты в Восточною Азию и прошел по реке Янцзы более 1100 км до Ханькоу, где находился 1–7 апреля 1908 г. 21 апреля встретился с прибывшим из Европы бронепалубным крейсером «Императрица Елизавета», который доставил «Леопарду» дополнительное оборудование. Некоторое время сопровождал бронепалубный крейсер «Император Франц Йосиф I», который готовился уйти домой. Затем «Леопард» находился в Циньхуандао откуда 22 февраля 1909 г. ушел в Европу, а в марте на 15 дней зашел в Коломбо для ремонта;
  • 1910–1913 гг.: находился в неактивном резерве, прошел реконструкцию и перевооружение;
  • 14 февраля — 15 мая 1915 гг.: учебный корабль торпедных школы;
  • 15 мая 1915 — 4 ноября 1918 гг.: сторожевой корабль канала Фазана;
  • в конце января 1920 г. военно-морской делегации союзников в Париже был продан Великобританией итальянской компании в Мессине за слом.
Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 24 Листопада 2014
Рубрика: Однострій, Фотографії

Последние опубликование статьи