Ажурная готика, или как пуговица спасла императора

Лиза Цыбулина

Волей случая избежав смерти монарха, августейшая семья императора Франца Иосифа I приняла решение о строительстве мемориального собора — Votivkirche — недалеко от места преступления. Спустя века собор стал не только визитной карточкой Вены, но и чуть ли не лучшим в Европе образцом неоготики.

Attentat auf Kaiser Franz Joseph (J.Reiner)В час пополудни 18 февраля 1853 года анархист, подмастерье портного Янош Либени, кинулся на императора Франца Иосифа I с ножом. Счастливая случайность привела к тому, что острие вонзилось аккурат в пуговицу мундира, так что император остался жив. В благодарность за его спасение брат императора Максимилиан, сам впоследствии ставший правителем (правда, Мексики), объявил о начале сбора средств на постройку собора Обета. На призыв откликнулись около 300 000 венцев, и уже в 1856 году началось строительство собора, не прекращавшееся в течение 23 лет. Первый камень заложил сам «виновник» торжества, император Франц Иосиф, и он же открывал собор в день празднования своей «серебряной» свадьбы. Но обо всем по порядку.

Летопись событий

1854 год

Сразу после того, как сбор пожертвований на возведение Обетного собора был завершен, городская администрация объявила тендер на строительство. Из 75 заявленных от Австро-Венгрии, Германии, Франции и Великобритании проектов победило предложение молодого местного архитектора Генриха Фестреля, которому на тот момент не было и 27 лет. Однако талант австрийца был уже широко известен, в частности, по зданию Венского университета, расположившегося неподалеку от Вотивкирхе на Рингштрассе. За образец Фестрель взял французские готические соборы XIV века, но об этом нетрудно догадаться, уж очень при определенном ракурсе Вотивкирхе напоминает Нотр-Дам де Пари.

1856 год

24 апреля окруженный клиром, 80 епископами и архиепископами, император Франц Иосиф вместе с кардиналом Раушером закладывают первый камень, привезенный специально из Иерусалима, в строительство нового собора. Так началась «стройка века», продолжавшаяся 23 года.

1861 год

Церковь возведена до высоты боковых нефов: продолжается строительство главного нефа, который шире боковых, и трансепта. Последний имеет типичные для готики башенки и шпиль. По бокам трансепта архитектор расположил четыре боковые часовни: часовня-розарий, часовня креста, часовня епископа и баптистерий. В часовне-розарии позже была установлена реликвия – старинный деревянный антверпенский алтарь XV века, дарованный собору императором Францем Иосифом. Алтарь украшен декоративными панелями со стеклянной мозаикой. В баптистерии же поставили ренессансный саркофаг Николаса Зальма, защитника Вены во время турецкой осады 1529 года. Обе реликвии с течением времени были перенесены в музей.

Стоит отметить, что боковые часовни в трансепте по пропорциям не отличаются от боковых нефов. Вообще вся церковь выдержана в строгом готическом стиле и идеальных пропорциях, в прекрасной компоновке и единстве стиля всех элементов.

1864 год

Достроен главный неф. Начинается строительство башен, которые к 1864 году вместе с трансептом достигают уровня фронтона крыши.

1866 год

Архитектору Фестрелю удается получить дополнительное финансирование в сумме около 150 000 гульденов, благодаря чему строительство башен продолжается, несмотря на то, что во многих соборах они оставались недостроенными (к примеру, собор св. Стефана).

1868 год

18 августа башни достигают своей окончательной высоты, 99 метров. По всему периметру они украшены орнаментом из вьющихся цветов, и издалека кажется, будто бы башни совсем невесомые и воздушные.

1876 год

na_wstrechu1Внешнее строительство церкви завершено: закончены главный и боковые своды, установлены железные стропила. Во фронтальной части церкви расположено окно-роза, повествующее о событии, последствием которого стало строительство собора. Фасад здания украшен многочисленными фигурами в средневековых балдахинах, что придает собору некую нарядность.

Начинается работа по внутренней отделке храма, которая займет еще три года. Первоначально стены украсили фресками, но со временем краски потускнели и стерлись, так что сейчас они не представляют особого интереса. А вот на что обращаешь внимание и по сей день – это огромные уходящие ввысь колонны, отделяющие центральный неф от боковых.

1878 год

В соборе над главным входом установлен орган фирмы Walcker, который до сих пор радует прихожан своим звучанием в практически неизменном виде. Лишь в 1995–96 годах его закрывали на реставрацию, постаравшись по возможности восстановить звучание, максимально близкое к оригинальному.

1879 год

24 апреля в честь серебряной свадьбы императора Франца Иосифа собор торжественно открывают.

Церковь стала одним из первых строений на Рингштрассе на площади Максимилиана, позже переименованной в честь Рузвельта. Так как в то время собор еще находился за крепостной стеной, он стал гарнизонной церковью для солдат, прибывших в город после революции 1848 г.

1947 год

Собор не простоит и века, как к нему снова прикоснется рука строителей и архитекторов. Вплоть до 1961 года здесь проходят реставрационные работы, а в 1964 году установлен новый витраж в окно-розу на фасаде здания взамен утерянного старого. Правда, сцены из покушения на императора были исключены в угоду злободневных ситуаций того времени. Собор выполнен из белого песчаника, поэтому требует реставрации каждые полвека.

Церковь стала одной из визитных карточек Вены, попасть в нее можно ежедневно до шести часов вечера, а вот музей работает со среды по субботу с 16 до 18 и с 10 до 13 по субботам.


Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/3866-azhurnaya-gotika-ili-kak-pugovitsa-spasla-imperatora

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 16 Липня 2018
Рубрика: XIX сторіччя, Історія
Позначки:,

Последние опубликование статьи