250-летие венского Пратера

Арина Морозова

2016 год стал юбилейным для венского Пратера — 250 лет тому император Иосиф II сделал свои бывшие охотничьи угодья доступными для народа. Оглашение приказа императора состоялось 7 апреля 1766 года: «Настоящим заявляем, […] что отныне и впредь в любое время года и любой час дня всем и каждому разрешается свободно гулять в Пратере, а также на территории перед входом в Пратер, скакать на коне и ездить в карете […], никому не возбраняется развлекаться здесь бросанием воздушных шаров, игрой в кегли и предаваться другим разрешенным развлечениям по своему вкусу […]». Так охотничьи угодья Габсбургов площадью шесть квадратных километров стали местом отдыха и развлечений всех жителей Вены.

В 1873 году здесь состоялась большая Всемирная выставка. В 1897 году, к 50-летнему юбилею царствования императора Франца Иосифа, было сооружено колесо обозрения. В рамках торжественных мероприятий владельцам аттракционов было разрешено установить здесь свои палатки и ларьки. Многие из них остались и поныне, став основой сегодняшнего парка развлечений «Вурстельпратер», который ежегодно привлекает большое количество туристов и местных жителей. Благодаря множеству развлечений, начиная от старинной деревянной горки и исторических детских каруселей и заканчивая современными аттракционами и многочисленными кафе и ресторанами, в «Вурстельпратере» можно отлично провести время всем, от мала до велика, а «Зеленый Пратер», как и прежде, является излюбленным местом отдыха и занятий спортом. Пратер представляет интерес и с архитектурной точки зрения: университетский городок Венского экономического университета, расположенный на окраине парка, был спроектирован известными архитекторами, в числе которых Заха Хадид.

Многие воспринимают Пратер всего лишь как один из парков развлечений, но на самом деле он — нечто большее. Этот парк такое же типичное венское изобретение, как кофейни и винные погреба на берегах Дуная. Одним из ориентиров не только парка, но и всего города стало знаменитое Колесо обозрения (высота 65 м), увидеть которое можно практически из любой части австрийской столицы.

Многие называют Пратер Диснейлендом XVIII–XIX века. Те, кто хоть однажды побывал в Вене, так же как и венские жители, снова и снова стремятся сюда, чтобы окунуться в атмосферу пестрой толпы и проникнуться очарованием старых идеалов: в Пратере вы найдете настоящую карусель с лошадками (построенную в 1840 г.), комнату смеха и целую аллею с сосисками. Из-за этих сосисок западную часть парка до сих пор называют «Вюрстельпратер» или «Сосисочный Пратер». Хотя некоторые гиды утверждают, что название это произошло не от популярного венского блюда, а от имени Хансвурста, местного Петрушки. В позапрошлом веке в парке постоянно устраивали уличные представления, а фигурки из этого кукольного народного театра сейчас можно увидеть в Музее Пратера (Prater Museum), который находится в здании планетария. Идея народных планетариев также пошла из Вены, а потом распространилась по всей Центральной Европе, где ни один крупный парк не обходится без этого незамысловатого аттракциона. В музее также можно увидеть ностальгические фотографии популярных 200 лет назад развлечений, афиши выступлений «Семоны, заклинательницы змей», города лилипутов и т.д.

Подобные развлечения были тогда чрезвычайно популярны, и Пратер издавна пользовался славой одного из лучших европейских парков и даже вдохновлял поэтов и писателей. Еще у Гёте в 1801 году Мефистофель зовет Фауста в Вальпургиеву ночь: «Приди же на курган; Там так весело, как будто бы в Пратере». А, например, известный австрийский писатель Альберт Штифтер писал в своем эссе «Пратер» в 1845 году: «Немногие города мира могут похвастаться подобным явлением, как мы — Пратером. И что же такое Пратер, парк? Нет! Или луг? Нет! Может, лес? Тоже нет! Ну, а, может быть, это сад? Нет! Или это увеселительное заведение? Нет! Так что же это все-таки такое? А Пратер — все это вместе».

Вообще слово «Пратер» означает «луг» и происходит от латинского «praterum». Впервые область, где сейчас находится Пратер, упоминается в летописи в 1162 году, при императоре Фридрихе I. В разное время она принадлежала монастырям, духовным орденам и общинам, пока Максимилиан II в 1560 году не сделал ее охотничьими угодьями Габсбургов, выкупив земли у их владельцев. Для простых горожан доступ в Пратер был закрыт, но императрица Мария Терезия в 1759 году несколько ослабила запреты и официально разрешила посещать Главную аллею особо приближенным ко Двору вельможам (с условием, что гости не причинят вреда водящейся в лесах дичи). А уже демократичный Иосиф II открыл парк в 1766 году для публики (под возмущенные крики аристократии). Вскоре Пратер стал популярным местом для гуляний самых разных слоев населения: многочисленные кабаре принимали посетителей поздним вечером, развлекали музыкой и танцами. Тогда-то в Пратере и появились сосиски. И хотя сосиски и кабаре были развлечениями скорее плебейскими, венская аристократия тоже стала считать Пратер обязательным местом сбора: по воскресеньям по длинной центральной аллее взад-вперед катались коляски. В Пратере венские модницы выгуливали новые наряды и местное общество собиралось «себя показать и других посмотреть». Луга и рощицы с двух сторон окружают Главную аллею, а в тени деревьев прячутся небольшие пруды. Эта аллея протяженностью 4 км от Пратерштерн до Лустхаус была проложена еще в 1537 году при императоре Фердинанде I и с обеих сторон обсажена каштанами (сенсационной новинкой из Турции). Многие из деревьев сохранились с тех далеких времен. А в 1791 году даже Моцарт оторвался от сочинительства, чтобы посмотреть в Пратере на монгольфьер, в гондоле которого поднялся в воздух Франсуа Бланшар. Кстати, веревку воздушного шара перерезал сам эрцгерцог Франц.

Уже упоминавшееся колесо обозрения (Riesenrad) было сооружено в 1896 году в честь юбилея коронации Франца Иосифа I. Проект принадлежал британскому военному инженеру Уолтеру Бассету, который к тому времени прославился сооружением аналогичных (но, увы, не сохранившихся до наших дней) аттракционов в Париже, Блэкпуле и Чикаго. Закрытые кабинки похожи на маленькие красные трамвайчики, скамеек в них нет, а крутится колесо довольно медленно (1 круг — около 10 минут), но все равно поездка на колесе обозрения обязательна для приехавших в Вену. После реконструкции 1944 года из соображений безопасности на колесе осталось лишь 15 кабинок. Их номера — только четные (чтобы не было кабинки №13) — 2, 4, …30. А с 1987 года кабинка №30 стала кабинкой-люкс. В ней можно проводить праздники, дни рождения и т.д. Атмосфера здесь более чем солидная: стены из красного дерева, гардины в стиле модерн, мраморные столики и ковры.

На самом деле, в Пратере два колеса обозрения: есть еще и новое, которое и выше, и крутится быстрее, но атмосферу парка можно почувствовать только на старом колесе. Отрадно, что венские власти вовсю стараются сохранить дух старины, из недавних нововведений в Пратере появился стилизованный под старину манеж с каруселью из живых пони. Прелесть местных аттракционов в том, что они не похожи на современные высокотехнологичные американские горки и прочие Диснейленды. Оставаясь очаровательным провинциальным городом, Вена верна старым имперским традициям. Где еще встретишь пони, карусель и сосиски в одном флаконе? Только в Пратере! И эта легкая вульгарность — еще один плюс в пользу Вены.

Менее цивилизованная и лишенная аттракционов часть парка называется Грюнерпратер или Зеленый Пратер. Но отсутствие цивилизации не лишает ее очарования. Грюнерпратер — это настоящий лес на берегу Дуная. И если вы уже вышли из детского возраста, все равно добираться до Зеленого Пратера веселее всего по Лилипутбану — миниатюрной железной дороге, состав которой останавливается недалеко от колеса обозрения. Приятная десятиминутная поездка с одной остановкой на пути доставит вас на два километра вглубь парка.

Австрийцы всегда любили праздники. Причем зрелищные, а какой праздник без фейерверка? Так, в 1770 году по распоряжению кайзера Йозефа II в Вену был вызван иноземный мастер Жирандолини. Но уже через пару лет у него появилась серьезная конкуренция: к организации зрелищных салютов подключился немецкий мастер Георг Штувер. На месте современной Штуверштрассе он оградил специальную лужайку, а для посетителей даже отстроил зрительную трибуну. С 1777 года Штувер по несколько раз в год устраивал на радость жителям и гостям города фейерверки. Народ ломился на это зрелище, невзирая на высокую плату и типично автрийскую примету «Если Штувер назначил дату фейерверка, непременно быть в этот день дождю». Он устраивал салюты вплоть до 1879 года. Потом же фейерверки стали делать от случая к случаю, например, к 50-летию кайзера Франца Йозефа или по окончании турецкой войны 1883 года. Но с начала XX века организацией венских фейерверков стала заниматься фирма «Пинто», и салюты в Пратере проводятся теперь на регулярной основе.

Пратер — самое доступное место для жаждущих ностальгических развлечений. Можно прокатиться на карусели, побродить по Центральной каштановой аллее, отведать сосисок или вареной кукурузы, пострелять в тире, зайти в комнату смеха и почувствовать себя наконец счастливым. Ведь Пратер — это нескончаемый праздник для всех и каждого.


Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/3914-250-letie-venskogo-pratera

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 19 Липня 2018
Рубрика: XIX сторіччя, XVIII сторіччя, Історія
Позначки:,

Последние опубликование статьи